Незавершенный гештальт - это всегда порождение нашего прошлого опыта. Когда мы говорим о данном феномене, то подразумеваем события прошлого, повлиявшие на нашу жизнь.

Незавершенный гештальт

Незавершенность, как понятие, родившееся в гештальт-подходе, означает неудовлетворенную потребность, стремящуюся к удовлетворению. Что является признаком, сигналом незавершенности?

Устойчивая невозможность (формирующий опыт)

Говорить о незавершенности – это значит описывать вполне реалистичную ситуацию случившуюся в прошлом. Ведь для того, чтобы незавершенность стала действующей силой, она должна быть устойчивой и протяженной во времени. Долго должна сохраняться ситуация «голода, холода» или просто невозможности осуществить, родившееся ранее желание. Устойчиво невозможно.

Как это бывает в проживаемом опыте: сначала приходит вдохновение, импульс, идея, зарождается желание, довольно интенсивное и опознанное, мечтание о том, как это будет и поиск пути, средств это осуществить и…происходит сбой.

И я еще какое-то время хочу и мечтаю, пока не начинаю чувствовать отчаяние и понимаю, что мечта неосуществима. Она так и останется неким символом моего страстного желания.

Пример незавершенности, как влияющей силы, это история Золушки.

Девочка нежная, желающая заботы и любви по отношению к себе, в итоге оказавшаяся в ситуации, где нет ничего из желанного. Зато есть довольно грубая реальность и голубая мечта обрести счастье. Главное, пожалуй, что здесь есть и виновные в этом люди, и очевидные препятствия, невозможность делать то, что принесло бы удовлетворенность. Золушка при этом сетует именно на судьбу и не видит возможности, она смирилась и тайно мечтает.


Чрезмерная выпуклость такого примера хороша именно для того, чтобы можно было увидеть, как раз за разом зарождающиеся желания и пути их реализации были прерваны, как человек переживает разлуку с перспективой собственного осуществления.


Иной способ удалить человека от обретения завершенности своих желаний - гневное обвинение других, претенциозный способ донести до другого свое переживание.

Отдельно остановлюсь на том аспекте сказки, где Золушка желает обрести чудо, в лице принца, феи - другого человека. Он является поддерживающим и помогающим развиваться в сторону ее (Золушки) удовлетворения. Мы находимся в тайном поиске похожей перспективы, не вполне это осознавая.

Остановка в сфере потребностей

Еще один признак незавершенности - это присутствие в человеке тягостного или тревожного переживания. Человек опознает в себе это переживание одновременно с тем, как начинает думает о новом. О новом проекте, одинаково желанном им и вызывающий ряд внешних сложностей.

Интенсивность этой тревоги или тоски так велика, что становится предпочтительнее этот проект отложить. Эта интенсивность возникла в следствии (на фоне) трагических, травматических событий в жизни человека, повлиявших на восприятие себя и ситуации осуществления. К сожалению, мы с трудом можем различить в повседневной жизни эту закономерность.


Первый и главный признак присутствия определенного количества незавершений - это отсутствие развития в потребностной сфере.


Какие потребностные сферы жизни на данный момент имеет почти каждый человек (всегда есть некоторые оговорки)?

Профессиональная: компетентность, идентичность, реализованность в выбранной профессии.

Эмоциональная жизнь: допущенность разнообразия состояний, объем и глубина эмоций, качество бытия в переживаниях к себе и к событиям.

Духовная, сфера здоровья (телесности), сфера отношений - смежная со эмоциональной жизнью.

Это основные области в которых мечтает реализоваться или уже живет человек.

 

Когда мы начинаем говорить о развитии потребностных сфер, появляется необходимость обратить внимание на качество этого развития.

Что можно понять о качестве жизни, если принято говорить о количестве? О том, в каком количестве присутствуют в жизни человека те или иные достижения и реализованные планы. Об удачном замужестве, рожденных детях, достойном заработке, профессиональном росте, о наличие недвижимости. Тогда каково качество этой жизни?

Трудности реализации профессиональных амбиций

Сформированность профессиональной идентичности (это ведь о том, кто я и что я делаю , да и в общем - ориентация в сфере профессиональных интересов - чем я хочу заниматься, то ли это, что я делаю; как я себя чувствую занимаясь тем, что я выбрал; или - мне тяжело и я бесконечно устал)..

Усталость оправдывается невозможностью сменить безопасное поле на новое и далее множество факторов: возраст, отсутствие времени и денег начинать что-то новое, наличие обязательств - семья, дети и пр. Что-то что останавливает меня развиваться, в свою очередь, в свою сторону.

Качества сферы отношений

Сфера отношений - это для всех более или менее понятная ситуация - отношения в паре, в браке. Вот тут мы сталкиваемся с вопросами качества. Ведь речь идет не только о наличие отношений.

Вопрос задан широко: есть ли у вас отношения, устраивают ли они вас, а также с кем у вас отношения? Есть ли у вас близкие друзья вашего пола? А как вы общаетесь с противоположным полом? 

То есть мы говорим о том, что реализация имеет многоплановость, широту возможностей. О том, что нуждаемся мы в широком диапазоне отношений, с различными возможностями реализовать свои потребности от секса до дружбы, как с мужчинами, так и с женщинами.

Мы говорим о близости с мужчинами (если говорить о женщинах), не забывая о близости с женщинами (если говорить о глубокой дружбе, о поиске духовного родства). Или мы «складываем все яйца в одну корзину» и они время от времени все разбиваются, поскольку это (разнообразие всех моих потребностей - все к тебе одному) невозможно.

Целостность психического и физического

Что касается здоровья. Мы редко употребляем в быту слово «телесность». В нашем повседневном лексиконе значится слово «самочувствие»: неважно, не очень, что-то я приболел.

Восприятие болезненных состояний тела и души переживается зачастую как досадно раздражающее. Нарушена связь между восприятием, что это мое состояние и это то, чем я сейчас и являюсь. Восприятие теряет целостность. Это я болею. Это я что-то переживаю. И это фигура моей жизни и моих забот. Но фокус внимания совсем в других сферах. Болезнь же находится на периферии, сознательно становится отчужденной и далекой.

Поведение человека в болезни никак не освещается в нашей среде, поскольку никто этим в плотную не занимался. Поведение человека в болезни определяет его отношение к своему здоровью, к своему телу, к тому что он понимает значения тела в жизни человека.


Мы не можем жить, не понимая, что болезнь связана с нашим состоянием не только здоровья физического, но и нашим состоянием психологическим.


И оттого нуждаемся мы во внимании к своему здоровью, не только потому что неболезнь - это хорошо. Не болеть - это значит быть благополучным в смысле возможностей к реализации своих потребностей.

Качество и содержание духовной жизни

Признак бывших незавершенных ситуаций в настоящем – это отсутствие постоянного источника питания для духовной жизни. Речь снова идет не о количественных факторах, а о качественных.

Много прочитанных книг и просмотренных фильмов, увиденных красот и достопримечательностей могут ли говорить о наличие духовной составляющей?

Возможно, но ,все-таки, главными факторами является качество этих книг, фильмов, проникновенность и длительность переживаний и потребность возвращаться к ним снова. Улучшение эмоционального состояния, ощущения плотности себя, души, вдохновленность и законченность переживания духовного порыва.

В противовес духовной наполненности - пустота, одиночество, растерянность, непонятность, желание что-то снова сделать, вернуться к культурному«фаст-фуду» и успокоить гнетущее волнение.

Зачем об этом знать?

Люди чувствительные, ищущие, тревожащиеся, волнующиеся и люди испытывающие потребность разобраться в причинах своей неудовлетворенности, сложных и крайне запутанных, в ряде случаев, ситуациях.

Люди растерянные, расслабленные, но желающие увидеть что-то новое для себя.

Люди болеющие, запутавшиеся, потерявшие ориентиры, возможно, уже потерявшие даже надежду их найти.

Все люди задаются вопросами каждый день:


Что препятствует тому или иному моему движению в ту сторону, куда я иду. Что помогает мне оставаться там, где я нахожусь?


Тема незавершенности отвечает на эти вопросы.

 

Автор: Мария Малинина

 

 

 
Открыта запись
май 2017