О Руэлле Франк

Автор статьи: Резеда Попова,
региональный организатор(г.Казань)
семинара «Кровь и плоть ситуации» 2016
"Лаборатория гештальта 
«СТУПЕНИ» КГУ, г. Казань

Когда коллеги попросили меня написать несколько слов о Руэлле Франк, мне захотелось поделиться чем-то очень личным, рассказать о своем опыте встречи с ней, что я с удовольствием и делаю.

Впервые я услышала о Руэлле на группе от своих коллег из Испании, которые как раз в тот момент с наслаждением разглядывали совсем свеженькую, будто только из типографии книжку Руэллы. Пока они наперебой рассказывали мне, какая Руэлла замечательная, я, охая и ахая в ответ, вертела книжку в руках, но испанский текст оставался неприступен. Между тем, энергия, с которой они рассказывали, их отзывы и реакции так впечатлили меня, что я решилась совершить путешествие в Нью-Йорк. Однако грандиозной затее суждено было едва не сорваться: начало работы практически совпало с известным ураганом, все рейсы были отменены, и я с трудом втиснулась в первый полетевший самолет. На группе меня уже никто не ждал, я ввалилась туда неожиданно для всех и для самой себя и тут я увидела…

легкую, летящую навстречу с широко открытыми глазами, полными изумления, Руэллу. Она совершенно разбивала мои представления о женщине уважаемого возраста: маленькая, худенькая, гуттаперчивая, с разлетающимися кудряшками, временами порывистая и как будто невесомая. Она совершенно не похожа на дородную мать, которая кормит и заботится. И, вместе с этим, именно Руэлла поразила меня своей внимательностью и заботливым отношением. В один из дней я пришла, как оказалось, на час раньше: в этот день переводили часы на зимнее время. В пустом вестибюле небоскреба меня вдруг радостно встретил голос Руэллы: «привет, я здесь для тебя!» Это было потрясающе! Она просто пришла на час раньше, и мы, конечно, его проболтали. Ее способность чувствовать, видеть, слышать, откликаться и относиться с понимаем, трогает меня до сих пор.

Руэлла Франк – доктор философии, с середины 1970-х годов она занимается исследованием ранних движений ребенка и их влияния на жизнь взрослого человека. Она начинала свою профессиональную деятельность как танцовщица, практиковала и преподавала йогу, изучала разнообразные теории движений и двигательные терапевтические практики (в том числе метод Александера, метод Фельденкрайза). Среди ее учителей – Бонни Б. Коэн – основательница body-mind centering, Лора Перлз, Ричард Кицлер.

6 фундаментальных движений Руэллы Франк

На протяжении своей жизни Руэлла разрабатывала терапевтический подход, в рамках которого развитие ребенка рассматривается с точки зрения развития его кинестетических процессов. Руэлла исследует и раскрывает особенности двигательного репертуара младенцев первого года жизни, и их фундаментальные движения, как основу этого репертуара:

  1. уступание своего веса поверхности (yield),
  2. толкание (push),
  3. дотягивание до другого (reach),
  4. ухватывание того, до чего младенец дотянулся (grasp),
  5. притягивание этого к себе (pull),
  6. высвобождение с тем, чтобы вступить в новый контакт (release).

В своей терапевтической практике она исследует и находит связи ранних двигательных паттернов с особенностями контакта у взрослых пациентов. Она выводит на передний план исследование кинестетического диалога, в котором разворачивается большая часть нашего Self.

Для обучения своему подходу Руэлла разработала программу соматического развития (Developmental Somatic Program), которая включает лекции, упражнения, направленные на изучение фундаментальных движений, сессии, клинические разборы, обсуждение фото и видео материалов.

Особенности работы в группе и с пациентами

Руэлла много работает со взрослыми пациентами, парами и группами. Важное место в ее практике занимает работа с матерями (и отцами) и младенцами.

Видеть ее контакт с младенцами и их родителями (свидетелем этого я была на группах) – особое удовольствие! Она подмечает малейшие различия в телесных паттернах уже месячных малышей, чувствует их ритмику, особенности течения энергии, то, как младенец (который даже еще не держит голову) использует пространство вокруг себя для установления контакта.

Вот папа держит малышку: он сидит на полу и его стопы прочно упираются в пол, а для поддержки баланса и вертикальности он использует и свои руки, плотно соприкасая ладони с полом сзади себя, малышка безопасно расположилась на его бедрах-коленях. Кажется, что они вот-вот встретятся глазами, но (ей еще нет месяца) ее взгляд блуждает и в теле нет единой направленности. Руэлла предлагает опереть ее малюсенькие стопы в папин живот, поддерживая у нее ощущение опоры через взаимное толкание (push). Это соприкосновение тут же переорганизовывает поле контакта. Ее тело приобретает более отчетливый и целостный тонус, ориентируясь вокруг новой точки телесного взаимодействия. И мы ясно видим, как меняется ее взгляд, становясь более плотным (таким же плотным, как и контакт ножками) и направленным! И она находит папу и теперь уже смотрит на него, не отрываясь, столько долго, сколько сохраняется поддержка опоры (reach/grasp/pull). Это можно назвать обыкновенным чудом!

Фундаментальные паттерны в работе психотерапевта

Руэлла часто повторяет слова Лоры Перлз о поддержке и теперь уже они звучат для нас лейтмотивом любой работы с пациентом: «ничего не возникает без поддержки», «следует давать столько много поддержки– сколько ее необходимо и столько мало – сколько достаточно».

Когда Руэлла говорит о фундаментальных паттернах, она особенно подчеркивает их связь между собой: эти паттерны не линейны, они сосуществуют одновременно в каждый момент времени, поддерживая и влияя друг на друга. Чем больше я чувствую безопасность и чем свободнее я уступаю свой вес данному пространству (yield) (опоре, на которой сижу, или человеку, с которым взаимодействую), тем менее напряженным и напирающим становится мое приближение (reach), тем шире для меня пространство возможностей и тем свободнее и легче я ухватываю и взвешиваю для себя то, до чего я дотянулась (grasp), тем легче мне притянуть (pull) и в конце концов отпустить это (release).

Руэлла в своей работе никогда не стремиться переделать пациента, переучить его или научить новым движениям. Она подчеркивает, что не существует совершенного движения, и, если мы будем делать одно и то же, мы никогда не сделаем его одинаково. Вот мы видим человека, который сжат, скручен и его руки как будто приклеены к телу, и даже когда он протягивает руку, его локоть остается в соприкосновении с его туловищем (мы привычно описываем это явление как ретрофлексия). И когда мы работаем с этой ретрофлексией, мы как терапевты зачастую моделируем ту степень «раскручивания» и «высвобождения», которую полагаем более «здоровой» и «лучшей» для данного клиента. И от этого нас предостерегает Руэлла: мы не знаем, что более правильно для этого человека, но он может исследовать возможности пространства и контакта, раскручиваясь и приближаясь к другому столько, сколько это возможно для него и возвращаясь к своему привычному паттерну в любой момент. «Делайте такой маленький шаг, какой вы можете. Вы всегда можете вернуться к привычному для вас!» - это тоже маленький лозунг.

Руэлла не так часто обращается к привычным для нас терминам конфлюэнция, проекция или ретрофлексия. Она разрабатывает язык описания движений контакта, используя который мы можем более богато и феноменологично описать, то, что мы, например, называем ретрофлексией или конфлюэнцией. Читая или слушая, как она описывает минутный эпизод контакта, я каждый раз испытываю много удивления! Пациент «просто» вошел в кабинет и «просто» сел на кресло, в ее описаниях это «просто» раскрывается на двух-трех страницах текста! Вот маленькая иллюстрация того, о чем я говорю:

Боб, выпрямившись, сидит на стуле с жесткой спинкой. Он среднего роста, несколько полноват. Его кроткий вопрошающий взгляд устремлен на меня, в остальном его тело неподвижно. Он задерживает дыхание, как будто ждет, что я что-то скажу или сделаю. Пространство между нами заполнено ожиданием, и я заинтригована.

Я замечаю, что голова у Боба откинута назад, но нижняя челюсть провисла, отчего его рот открыт. Словно противясь устремленному назад и вниз движению головы и желая его скомпенсировать, он подбирает вверх лопатки. Сила, с которой голова вжимается в плечи, создает значительное давление у основания шеи, мышцы в верхней части спины напрягаются. Такое же давление в нижнем отделе позвоночника порождает сильный изгиб тазового пояса и выталкивает наружу слабый живот. Сжатие с обоих концов позвоночного столба вызывает напряжение нервной системы.

Руэлла предлагает множество разнообразных телесных экспериментов, но она никогда не побуждает студентов фасилитировать телесный контакт со своими клиентами. Она предлагает нам развивать знание о паттернах ранних движений, и это знание становится фоном, особой теоретической рамкой нашей работы.

Любое телесное исследование у Руэллы – это исследование телесного процесса в контакте. Это не просто вопрос о том, что я ощущаю в тот или иной момент времени, это не разговор о «моем» теле. Но это исследование того, как я ощущаю себя в данном пространстве, рядом с тобой. Кто есть ты для меня? Мой пол, на котором я стою, воздух, который меня обтекает, человек, который стоит рядом со мной? Как я откликаюсь, когда ты приближаешься ко мне или удаляешься, растекаешься и теряешь тонус или напрягаешься и замираешь, вытягиваешь кончики пальцев или сжимаешь кулаки? Мой телесный процесс не индивидуален, он – отражение поля отношений между нами, он порождаем тобой и порождает тебя в каждый момент времени.

Руэлла Франк – руководитель Центра соматических исследований, преподаватель Сообщества гештальт-терапевтов и Нью-Йоркского института гештальт-терапии. Она ведет широкую преподавательскую деятельность в США, Мексике и Европе. Она автор множества статей, участвовала в коллективных научных сборниках, издала книгу «Сознающее тело: соматический и развивающий подход в психотерапии», переведенную на четыре языка.

С большой любовью и уважением,

Попова Резеда

гештальт-терапевт, ведущий тренер МГИ, член EAGT,

сертификат DSP, 2013-2015 (Нью-Йорк),

директор Лаборатории фундаментальных и прикладных исследований в гештальт-терапии "СТУПЕНИ" Казанского (Федерального) университета.

rezedapopova@gmail.com

www.center-stupeni.ru

 

 
Открыта запись
сентябрь 2018