Вопрос во фразе “Зачем мне психолог? Я и сам все знаю!” обычно не подразумевает развернутого диалога на тему: “А и правда зачем?”
Конечно, мы должны понимать, что чаще всего такую фразу можно услышать в ответ на ставшее почти ругательным: “Иди к психологу!”
Тенденция настороженного отношения к психологии постепенно уходит, но, до сих пор, в предложении пойти к психологу можно услышать намек или прямое сообщение о несостоятельности человека в той или иной сфере.
Потому вполне естественно в ответ на ругательство “иди к психологу!” защищать свое достоинство фразой “я сам все знаю!”
Но что, если мы всерьез посмотрим на это утверждение? Ведь люди, действительно, нередко так думают о себе и своей жизни.
Приведу отрывок из баллады средневекового поэта Франсуа Вийона, относящийся к утверждению «я знаю»:
«Я знаю, как на мёд садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, всё губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю всё, но только не себя».
Он интересен тем, что предлагает взглянуть парадоксальным образом на вещи. Ведь, как мы часто рассуждаем, я могу не знать чего-то, как в известном анекдоте:
Разгневанная жена (врывается в дом): «Так, я все знаю!»
Муж: «Да?! Ну и сколько притоков у Дуная?»
Человек может не знать каких-то вещей, не обладать какой-то информацией, но себя-то он точно знает. «Нет!» - говорит Франсуа Вийон. И с ним согласна психология: «Мы не знаем себя! Но думаем, что знаем».
Мы не знаем как работает наше собственное мышление, мы не знаем как работает наша память, зачастую мы не знаем даже как движется наше тело.
Можете ли вы описать свою походку? Всей ли поверхностью ступни вы касаетесь земли, наступаете ли вы скорее на пятку или на носок, приподнимаетесь ли вы на цыпочки? Подкручены ли колени немного внутрь или немного вывернуты наружу? Опущены или приподняты ваши плечи? Может быть, вы крутите бедрами во время ходьбы?
Одна из участниц нашей обучающей группы в ответ на подобные вопросы игриво сказала, что сильно виляет бедрами во время ходьбы. Я попросила её показать, как именно она это делает. Каково же было её удивление, когда она поняла, что бедра в момент ходьбы остаются скованными и неподвижными, но зато активно из стороны в сторону крутятся торс и грудь.
Экспериментальная психология проделала большую работу на тему заблуждений человека касательно знаний о себе. Но нам интересно найти ответ на другой вопрос: «Обладаем ли мы каким-то уникальным знанием о себе?»
Да! У нас есть целая система представлений о себе, мы являемся их носителями. Это можно сравнить с речью на родном языке – ты просто говоришь на нем, ты можешь не знать как этот язык устроен, какие в нем части речи и правила, но тебе, как носителю языка, очевидно – как слова сочетаются между собой, складываясь в предложения.
Подобным образом дела обстоят и с нашими представлениями о себе. Мы носители собственного языка или мифа или «personality», как это называется в гештальт-терапии.
Мы опираемся на субъективные представления о мире и о себе, совершаем выбор, основываясь на этих представлениях, но часто не отдаем себе отчета в том, на какие именно представления мы опираемся.
Быть исследователем мифа своей жизни, изучать представления о себе — задача более чем увлекательная и безусловно полезная.
Возвращаясь к утверждению “я сам все знаю” хочется отметить две вещи:
Первая — о знании себя. Существующее знание о себе важно вывести на поверхность, сделать доступным для нас же самих. Ответить на простые вопросы (они же самые сложные).
Тут будет уместно вспомнить притчу о Шопенгауэре. Есть легенда о том, что, однажды, поздним вечером он шел через кладбище. У ограды кладбищенский сторож задал ему три простых вопроса, которые ошеломили будущего философа:
“Кто ты? Откуда? Куда идешь?”
И вторая вещь — о незнании себя. Вполне естественно себя не знать. Может быть, это даже счастье, что мы самих себя не знаем. Трудно знать живое. Живое меняется в каждый следующий момент времени, ему не подходят раз и навсегда высказанные о себе слова. Живое раскрывается и познает себя и мир в контакте с ним. Открывать и переживать себя зарождающимся — это, пожалуй, и есть основное чудо, которое может происходить в психотерапевтической встрече. Это очень волнительно — жить не знающим себя, становящимся. Не возможно находиться в такой полноте восприятия каждую минуту времени. Но даже небольшой опыт такого рода попадает в разряд тех моментов, ради которых стоило жить.