Статьи

Как говорить с детьми на сложные темы

Почему важно разговаривать с маленькими детьми на эти темы?

Когда происходит какое-то событие в семье сильно изменяющее жизнь ее членов,- ребенок оказывается автоматически вовлеченным в происходящее.

Что бы ни произошло: умер кто-то из родственников, расстались родители – все это касается ребенка, потому что каждое из этих событий меняет жизнь семьи, и ребенок, являясь ее непосредственной частью — тоже оказывается затронутым на различных уровнях (эмоциональном и психическом). Внутреннее ощущение, что что-то сильно поменялось в окружающем его мире и при этом отсутствие понимания происходящего – вызывает сильную тревогу малыша:

- ребенок может начать фантазировать и представлять что-то более страшное, чем есть в реальности

- могут появиться психосоматические симптомы: энурез, навязчивые движения, пищевые расстройства, проблемы со сном

- возможно изменение поведения: агрессия, повышенная боязливость, замкнутость и пр.

Возможность доступно, в соответствии с возрастными возможностями ребенка - донести ребенку информацию об изменениях в семье — помогает ему справиться с тревогой и адаптироваться к новым условиям жизни.

Как говорить с ребенком о смерти?

Говорить о смерти важно не только тогда, когда в семье происходит реальная утрата, но и тогда, когда у детей появляется вопрос о смерти, как о части жизни.

Довольно рано ребенок может начать обращать внимание на символы смерти, даже будучи не знакомым с самим понятием:

- почему завял цветок?

- почему птичка лежит на асфальте не двигаясь?

- что это за странное место мы проехали, где так много крестов?

Задача взрослого –отнестись к любым вопросам ребенка, как к попытке понять больше о мире, в котором он живет. Отвечайте на заданные вопросы, предварительно уточнив правильно ли вы понимаете, о чем именно ребенок спрашивает: беспокоится ли он о чем-то конкретном или просто интересуется всем подряд? Например, ваш ответ: “птичка умерла” не всегда потребует последующего объяснения, поскольку ребенок может не нуждаться в подробностях,а его просто интересует как называется это явление.

Если же ребенок ищет более подробный ответ на свой вопрос о смерти- постарайтесь встретить его в соответствии с тем, откуда проистекает интерес ребенка.

Разговаривая с маленькими детьми о смерти — помните, что у них еще пока отсутствует возможность оперировать понятиями, но они способны выстраивать связи между явлениями. Помогайте им в этом

Смерть – это завершение, знаменующее окончание жизни, а значит - связанное с ней. И это важное открытие. Все когда-то заканчивается: солнышко встает утром, а потом уходит за горизонт, день начинается и заканчивается, уступая место следующему.

Ребенку необходимо учиться переживать завершения, как необходимый этап развития Ведь, чтобы вырасти – ему предстоит не единожды потерять старые возможности, во имя приобретения новых: пойти в детский сад, в школу, прекращать с кем-то дружить и т п.

Прокладывайте «мостики» в будущее, соединяя восприятие ребенка с продолжительностью жизни, как того, что длится достаточно долго. Перед тем как умереть, человек живет долгую жизнь, с ним происходит много разных интересных событий и у вас еще множество планов впереди (перечислите сколько всего вам предстоит поделать. Возвращая время в восприятие ребенка- вы помогаете ему длиться.

-Читайте сказки: они всегда про жизнь, а значит и про смерть тоже. Только язык сказочный построен на символах, доступных восприятию ребенка. Обсуждайте и рассуждайте вместе с ребенком, посредством сказочных сюжетов на темы, которые его волнуют.

Если умер кто-то из близких:

- Не скрывайте от ребенка, что в семье произошло несчастье

- Если у детей есть вопросы, то старайтесь отвечать на них честно, но не вдавайтесь во “взрослые” подробности того как это было

-Если ребенок видит как вы плачете, не скрывайте слезы - говорите, что вспоминаете и грустите об умершем человеке. Это поможет ребенку лучше опознать свою грусть

- Смотрите вместе фотографии, вспоминайте об «ушедшем» близком человеке. Через это ребенок понимает, что человек не исчез бесследно, а остается в его памяти, а значит он может чувствовать с ним связь.

Об особенностях переживания потери у дошкольников

Большую роль в том, как ребенок переживет смерть близкого человека — играет то, какую ситуацию в ответ на произошедшее событие- создаст ближайшее окружение ребенка. Важно, чтобы был кто-то, кто не только может ответить на вопросы ребенка о том, что произошло, но и способен встретиться с его возможными аффективными реакциями.

У дошкольника в полной мере не развита речь и мышление, поэтому он не может передать словами свои переживания. Плач и гнев– естественный и доступный ребенку способ выражения эмоций, чтобы пережить горечь утраты.

Если чувства переживаемые ребенком во время горевания – находят адресата – он довольно быстро приспосабливается к новой ситуации.

Но если взрослые сами находятся в остром переживании горя и их ресурсов не хватает для того, чтобы сопровождать малыша — хорошим решением будет- обратиться к детскому психологу. Специалист создаст безопасные условия для того, чтобы сложные чувства ребенка могли найти выход и впоследствии оказаться интегрированными в опыт. А сам маленький человек мог расти и развиваться дальше.

Как говорить с ребенком о разводе?

Развод или расставание родителей всегда затрагивает ребенка, даже если это протекает достаточно мирно. Мир, который ребенок воспринимал целостным – начинает рушиться, вызывая колоссальную тревогу неопределенности. Задача родителей смягчить болезненные последствия этого события, не втягивать в семейные распри, а объяснить ребенку что изменилось и как будет организована ситуация (предварительно договорившись об этом друг с другом).

Дети нуждаются в том, чтобы сориентироваться в происходящих изменениях.

Объясните ребенку, что вы больше не будете жить все вместе. На вопрос: “почему” – расскажите, что так бывает, что мама с папой сначала живут вместе, а потом в какой-то момент расстаются. Им может быть так трудно вместе, что лучше разъехаться по разным домикам. Но при этом, даже несмотря на то, что они разъедутся – он останется их общим ребенком, и они будут продолжать о нем заботиться вместе.

Как можно лучше посвятите ребенка в то, как будет устроена его жизнь теперь: Расскажите где и как вы будете жить с ребенком

Как будут устроены встречи со вторым родителем и его родственниками (будут ли выделены для этого специальные дни, время)

Подчеркните, что что-то точно останется неизменным, несмотря на изменения. Если есть какие-то семейные традиции, в которых задействован родитель, который покинет общий дом – важно подчеркнуть что вы продолжите их соблюдать (например, папа будет ходить на рыбалку летом с сыном или в кино с дочкой на мультики)

Зачастую расставание происходит на фоне высокого напряжения между родителями, накопленных претензий и конфликтов. Ребенок становится “буфером” между ними или средством отмщения. Эта ситуация является крайне тяжелой для маленького ребенка. В силу детской эгоцентричности – он может испытывать колоссальное чувство вины и думать, что это все из-за него.

Важно донести до ребенка, что он не виноват. Что мама с папой ссорятся, ругаются, потому что не могут понять друг друга. Зачастую, родители, увлеченные разборками не замечают, что оставляют ребенка совсем одного посреди расколотого надвое мира. В этот период ребенок может начать проявлять симптомы: заболевать, вызывающе вести себя или наоборот из активного малыша превратиться в замершего мышонка. Таким образом ребенок пытается обратить на себя внимание, думая что он способен повлиять на ситуацию и от него зависит будут ли родители вместе. Либо его организм сигнализирует о том, что ребенок нуждается в помощи, чтобы справиться со стрессом.

Если родители не в состоянии помочь ребенку – важно привлечь того, кто мог бы сопроводить его в сложившейся ситуации: узнать как он переживает случившееся, ответить на какие-то вопросы.

В нашем центре работают детские психологи, гештальт-терапевты, семейные психологик которым вы можете обратиться за помощью в вышеупомянутых ситуациях.
Статьи