Что подростки ищут, обращаясь к психотерапевту?
Запросы у ребят бывают самые разные. Уже примерно к 11 годам дети складываются как личности, и имеют багаж своего прошлого. В раннем возрасте каждый ребенок вырабатывает свой способ быть в мире через семью, школу и другие социальные институты. И в подростковом возрасте оформляется сфера личных переживаний, которые уже трудно разделить с родителями. Появляется отдельность. Это не значит, что ее не было раньше, но именно в подростковом возрасте это становится особенно ощутимо.
Многие родители пугаются этого, говоря, что они перестали понимать друг друга, или у ребенка стали появляться секреты от семьи. Бояться этого не нужно, наоборот, так и должно быть. У подростка появляется интимность, особая сфера, из которой он приходит и в которую он уходит. Это похоже на появившуюся дверь, которая имеют обе функции – открываться и закрываться. В этом возрасте отдельная комната становится неприкосновенной территорией, где ребята остаются наедине с собой. Порой кажется, что они лежат и ничего не делают или занимаются ерундой, однако это так может выглядеть только со стороны. Погружаясь в свой внутренний мир, подростки мечтают, размышляют, переживают о чем-то. Это то, в чем им еще предстоит обжиться.
Одна из задач психотерапии как раз помочь ребятам начать воспринимать себя изнутри, развивать собственную рефлексию, узнавать свои чувства и эмоции, связывать появляющиеся переживания с событиями их жизни, выстраивать собственные смыслы и ценностные ориентиры. С психотерапевтом подростку делать это безопаснее и проще, так как есть изначальная дистанция, не связанная родственными узами. Психотерапевт сам впервые знакомится с подростком и тем самым помогает знакомится ему с самим собой. Появляется взгляд со стороны.
Отделение, которой происходит в подростковом возрасте также означает, что у взрослеющего ребенка появляются собственные взгляды и представления об окружающем мире: о политике, о семье, об отношениях и многом другом. Эти мнения и представления могут отличаться от тех, которым следуют родители, что порой создает конфликт. Семья это очень крепкая система, которая передает своим детям необходимые правила жизни, этику общения и поведения, представления о том, как надо жить. И подростку очень важно начать отталкивать все, что он смог вобрать в себя, пока был ребенком. Это может пугать родителей и создавать сложности в общении. Конечно, взрослые очень переживают за своих взрослеющих детей, и хотят, чтобы они прислушались к их мнению, не делали ошибок, смогли быть счастливыми и хорошо жить в будущем. Но подросток становится бунтарем. Почему это происходит? Для того, чтобы самому прийти к тем смыслам, которые до этого неосознанно им впитывались, или на основе уже имеющихся создать свои. Им нужно произвести ревизию того, что они уже поняли, узнали, услышали, как бы поставить все под сомнение.
И еще одна задача психотерапевта - помогать интроекты и установки, полученные ранее, превращать в ценности, что-то отчуждать, а что-то присваивать. Часто подростки в терапии могут сказать «Да, оказывается, мама права» или «Я не хочу жить как моя мама, мне важнее другие вещи». И это те смыслы, которые молодые люди будут строить после того, как они с психотерапевтом все внимательно рассмотрят с разных сторон. Так появляется необходимая дифференциация, различение моего и чужого. Тем самым мы укрепляем «я» подростка, где он обретает свою позицию и голос, что повышает его самооценку.
Подросток перестает быть ребенком, и он попадает в сложное время между двумя «я». Первое формируется в детстве, и несет в себе прошлое. Второе это вновь зарождающаяся самость подростка, связанная с большей самостоятельностью. Тем самым внутри появляется много противоречий. Самая сложная задача для подростка - это отпустить старое детское «я», что очень непросто.
Психотерапевт помогает подросткам сложить о себе историю, увидеть то, кем он уже стал к своему возрасту, чтобы начать воспринимать себя нового. Начать осознавать свои противоречия, связанные с взрослением. И постепенно брать на себя ответственность за то, что с ним происходит, и не пытаться это проецировать на мир взрослых, делая их виноватыми во всем. Бывает, что родители правда создают сложности, однако оставаться только в позиции «жертвы» не поможет повзрослеть. С психотерапевтом подросток учится взрослому взгляду на свои кризисы и признавать свой возраст как важный этап собственного становления.
Мы описали несколько очень важных задач в работе с подростком, которые решаются через психотерапию. Конечно, тем для работы может быть гораздо больше. Они могут касаться отношений со сверстниками, первых влюбленностей, комплексов и другие. Если ваш повзрослевший ребенок просит найти ему психолога, не стоит пугаться. Это может быть полезным для него и всей семьи, это укрепит его самооценку, углубит рефлексию и поможет более осознанно воспринимать свои переживания и реакции. Также родители смогут получить ценные рекомендации от специалиста. И важно помнить, что процесс сепарации, отделения, переживают все, а не только один член семьи. Родители тоже могут нуждаться в поддержке, ориентации и понимании того, как проживать этот этап жизни целостно, всем вместе.
Запросы у ребят бывают самые разные. Уже примерно к 11 годам дети складываются как личности, и имеют багаж своего прошлого. В раннем возрасте каждый ребенок вырабатывает свой способ быть в мире через семью, школу и другие социальные институты. И в подростковом возрасте оформляется сфера личных переживаний, которые уже трудно разделить с родителями. Появляется отдельность. Это не значит, что ее не было раньше, но именно в подростковом возрасте это становится особенно ощутимо.
Многие родители пугаются этого, говоря, что они перестали понимать друг друга, или у ребенка стали появляться секреты от семьи. Бояться этого не нужно, наоборот, так и должно быть. У подростка появляется интимность, особая сфера, из которой он приходит и в которую он уходит. Это похоже на появившуюся дверь, которая имеют обе функции – открываться и закрываться. В этом возрасте отдельная комната становится неприкосновенной территорией, где ребята остаются наедине с собой. Порой кажется, что они лежат и ничего не делают или занимаются ерундой, однако это так может выглядеть только со стороны. Погружаясь в свой внутренний мир, подростки мечтают, размышляют, переживают о чем-то. Это то, в чем им еще предстоит обжиться.
Одна из задач психотерапии как раз помочь ребятам начать воспринимать себя изнутри, развивать собственную рефлексию, узнавать свои чувства и эмоции, связывать появляющиеся переживания с событиями их жизни, выстраивать собственные смыслы и ценностные ориентиры. С психотерапевтом подростку делать это безопаснее и проще, так как есть изначальная дистанция, не связанная родственными узами. Психотерапевт сам впервые знакомится с подростком и тем самым помогает знакомится ему с самим собой. Появляется взгляд со стороны.
Отделение, которой происходит в подростковом возрасте также означает, что у взрослеющего ребенка появляются собственные взгляды и представления об окружающем мире: о политике, о семье, об отношениях и многом другом. Эти мнения и представления могут отличаться от тех, которым следуют родители, что порой создает конфликт. Семья это очень крепкая система, которая передает своим детям необходимые правила жизни, этику общения и поведения, представления о том, как надо жить. И подростку очень важно начать отталкивать все, что он смог вобрать в себя, пока был ребенком. Это может пугать родителей и создавать сложности в общении. Конечно, взрослые очень переживают за своих взрослеющих детей, и хотят, чтобы они прислушались к их мнению, не делали ошибок, смогли быть счастливыми и хорошо жить в будущем. Но подросток становится бунтарем. Почему это происходит? Для того, чтобы самому прийти к тем смыслам, которые до этого неосознанно им впитывались, или на основе уже имеющихся создать свои. Им нужно произвести ревизию того, что они уже поняли, узнали, услышали, как бы поставить все под сомнение.
И еще одна задача психотерапевта - помогать интроекты и установки, полученные ранее, превращать в ценности, что-то отчуждать, а что-то присваивать. Часто подростки в терапии могут сказать «Да, оказывается, мама права» или «Я не хочу жить как моя мама, мне важнее другие вещи». И это те смыслы, которые молодые люди будут строить после того, как они с психотерапевтом все внимательно рассмотрят с разных сторон. Так появляется необходимая дифференциация, различение моего и чужого. Тем самым мы укрепляем «я» подростка, где он обретает свою позицию и голос, что повышает его самооценку.
Подросток перестает быть ребенком, и он попадает в сложное время между двумя «я». Первое формируется в детстве, и несет в себе прошлое. Второе это вновь зарождающаяся самость подростка, связанная с большей самостоятельностью. Тем самым внутри появляется много противоречий. Самая сложная задача для подростка - это отпустить старое детское «я», что очень непросто.
Психотерапевт помогает подросткам сложить о себе историю, увидеть то, кем он уже стал к своему возрасту, чтобы начать воспринимать себя нового. Начать осознавать свои противоречия, связанные с взрослением. И постепенно брать на себя ответственность за то, что с ним происходит, и не пытаться это проецировать на мир взрослых, делая их виноватыми во всем. Бывает, что родители правда создают сложности, однако оставаться только в позиции «жертвы» не поможет повзрослеть. С психотерапевтом подросток учится взрослому взгляду на свои кризисы и признавать свой возраст как важный этап собственного становления.
Мы описали несколько очень важных задач в работе с подростком, которые решаются через психотерапию. Конечно, тем для работы может быть гораздо больше. Они могут касаться отношений со сверстниками, первых влюбленностей, комплексов и другие. Если ваш повзрослевший ребенок просит найти ему психолога, не стоит пугаться. Это может быть полезным для него и всей семьи, это укрепит его самооценку, углубит рефлексию и поможет более осознанно воспринимать свои переживания и реакции. Также родители смогут получить ценные рекомендации от специалиста. И важно помнить, что процесс сепарации, отделения, переживают все, а не только один член семьи. Родители тоже могут нуждаться в поддержке, ориентации и понимании того, как проживать этот этап жизни целостно, всем вместе.