Статьи

Зачем мне психолог? Я сам все знаю!

Мы так часто встречаем эту фразу в качестве ответа на предложение пройти курс психотерапии от детей, коллег и любимых, что уже относим его к разряду шаблонных, автоматических.

Вопрос «зачем мне психолог?» – риторический, но я все же возьму на себя смелость попытаться ответить на него.

Приведу отрывок из баллады средневекового поэта Франсуа Вийона, относящийся к утверждению «я знаю»:

«Я знаю, как на мёд садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, всё губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю всё, но только не себя».

Он интересен тем, что предлагает взглянуть парадоксальным образом на вещи. Ведь как мы часто рассуждаем - я могу не знать чего-то, как например в известном анекдоте:

Разгневанная жена врывается в дом: «так, я все знаю!»

Муж: «да?! Ну и сколько притоков у Дуная?»

Человек может не знать каких-то вещей, не обладать какой-то информацией, но себя-то он точно знает. «Нет!» - говорит Франсуа Вийон.

И с ним согласна психология: «Мы не знаем себя! Но думаем, что знаем».

Мы не знаем, как работает наше собственное мышление, мы не знаем, как работает наша память, часто мы не знаем даже, как движется наше тело.

Можете ли вы описать свою походку? Всей ли поверхностью ступни вы касаетесь земли? Наступаете ли вы скорее на пятку или на носок? Приподнимаетесь ли вы на цыпочки? Подкручены ли колени немного внутрь или скорее немного вывернуты наружу? Опущены или приподняты ваши плечи? Может быть, вы крутите бедрами во время ходьбы?

Одна из участниц нашей обучающей группы в ответ на мои вопросы игриво сказала, что сильно виляет бедрами во время ходьбы. Я попросила её показать нам, как именно она это делает. Каково же было удивление группы, когда мы увидели, что бедра в момент её ходьбы остаются скованными и неподвижными, но зато активно из стороны в сторону крутится торс, и грудь ходит то вправо, то влево. Однако участница знает себя как виляющую бедрами.

Экспериментальная психология проделала большую работу на тему заблуждений человека касательно знаний о себе. Но нам интересно найти ответ на другой вопрос: «Что же мы знаем о себе? Обладаем ли мы неким уникальным знанием?»

Да! Мы знаем свои представления о себе, точнее являемся носителями этих представлений. Это можно сравнить с речью на родном языке – ты просто говоришь на нем, ты можешь не знать, как этот язык устроен, какие в нем части речи и правила, но тебе, как носителю языка, очевидно – как слова сочетаются между собой, складываясь в предложения.

Подобным образом дела обстоят и с нашими представлениями – мы носители собственного языка или мифа или «personality», как это называется в гештальт-терапии.

Мы опираемся на субъективные представления о себе и мире, совершаем выбор, основываясь на этих представлениях, но часто не отдаем себе отчета в том – на какие именно представления мы опираемся.

Как это понять? Возьмем для примера фразу «зачем мне психолог, когда я сам все знаю?»

Для нашего теоретического исследования вспомню – при каких обстоятельствах я в последний раз слышала эту фразу. Я спросила свою знакомую – читает ли она психологические статьи.

Таня ответила: «Я вообще читаю редко, и не то, чтобы психологические, а такое… Какие-нибудь советы по дому, что-то про маникюр интересное. А психологическое – это что вообще? Советы как удержать мужика? Я такое не читаю, у меня другие проблемы.

Я заинтересовалась: «Какие?»

Таня: «У меня наоборот! Меня вот замуж тянут, а я не хочу. А он пристал как банный лист. Я ему уже сказала - третий раз замуж? Не смешно! Чего я там не видела? Он вроде понял, отстал. А теперь по новой: «замуж, замуж». Ну, что делать? Придется расстаться, наверное, если он от меня не отстанет. Вот как ему объяснить-то? Он, может, думает, что, если мы поженимся, значит я никогда от него не уйду что ли? А мне-то хорошо и так, а он нервничает. А я не знаю, как ему помочь, я сказала: «Иди к психологу», а он мне ответил…»

Вернемся к нашему вопросу и попробуем пофантазировать о том, какие мифы и какие возможности открывает нам эта история. После Таниного рассказа мне стало интересно – что этот мужчина имеет в виду, когда говорит, что сам все знает? Как он думает – почему он хочет жениться? Может, это любовь. А любовь требует продолжения, законной формы, которая является свидетельством любви. Отказ от этой формы – свидетельство нелюбви. Если мы смотрим через эту призму, то можем понять обиду и боль, с которой мог столкнуться этот мужчина. Танин ответ он воспринимает как отвержение. Но Танины действия выглядят как отвержение лишь с его точки зрения.

Хотя Таня, отказываясь от брака, тоже совершала акт признания в любви. Выйти замуж для неё – это трагедия, кошмар запертой клетки. Она не хочет соглашаться на брак и сделать этого мужчину мучителем. Она хочет, чтобы он остался её любимым. Она не заинтересована в том, чтобы разрушить эти отношения, но пытается их продлить. Она просит его не звать её замуж.

Или возьмем другую призму – страх поглощения и страх отвержения. Вряд ли Танин мужчина, говоря о том, что знает себя, имел ввиду свой страх отвержения. Потому что, когда мы знаем свои особенности, в том числе слабости и страхи, нам уже не нужно требовать от партнера соответствия своим якобы адекватным требованиям, мы можем быть деликатнее к себе и другому. Мы можем откровеннее содействовать созданию хороших условий: даже если нам страшно, что партнер нас покинет, нам не обязательно стыдить его за то, что он замуж не хочет, как все нормальные люди. Если нам страшно, и мы осознаем этот страх, а также знаем себя и свою причуду успокаиваться после женитьбы, мы можем подыграть этому. Например, попросить партнера уступить нам, сыграть с нами в свадьбу, хотя бы понарошку. И, возможно, это будет приятно и не так страшно.

Из предложенного выше контекста, скажу в завершении, что гештальт-терапия нужна нам для того, чтобы раскрыть особенности нашего personality или «мифа», учиться с ним жить, уметь в нем ориентироваться, помогать, подыгрывать себе с его помощью, искать дополнительные, расширяющие, новые способы жизни за пределами состоявшегося мифа, с которым нам так сложно расстаться.